Использование цветов в лечебных целях в трактате Чжуд – Ши

Коль скоро предмет моего интереса – целебные свойства цветов, решила я полюбопытствовать, какие цветы упоминались в классическом источнике тибетской медицины «Чжуд – Ши», в которой собран многовековой опыт тибетских лекарей.  Книгу, имеющуюся у меня, перевел Д.Б. Дашиев, но есть и другие переводы. Интересна форма изложения материала – в некоем городе лекарств, называемом Ненаглядным, среди лекарственного чертога на троне из лазурита восседает наставник, руководитель врачей (имя приводить не буду, в разных источниках оно трактуется немного по-иному). Вокруг него расположились небожители, мудрые отшельники, желающие постичь основы врачебной науки. Они задают вопросы, а наставник на них отвечает. Особенность трактата в том, что текст «Чжуд – Ши» не содержит информации, позволяющей идентифицировать упоминаемые в нем растения. Поэтому исследователям пришлось приложить немало усилий, чтобы растения, упоминаемые в трактате, соотнести с современной классификацией. Но некоторые так и не смогли определить.

Давно я эту книгу в руки не брала, а тут вооружилась карандашом и тщательно проштудировала. К моему огорчению, использования именно цветов в арсенале древних целителей (судя по книге) было немного. Я и раньше знала, что в качестве лечебного сырья чаще используются корни, надземную часть, плоды, семена, но меня – то интересуют цветы. Поэтому остановила свое внимание на растениях, где использовались соцветия и цветки.

Прежде всего, с удовлетворением отметила, что любимая мною календула использовалась в лечебных целях еще тибетскими ламами. Непосредственно в книге сказано буквально следующее: «Если кардамон настоящий, краба, кукушкин башмачок и календулу посадить на коня жара или холода, они быстро пробьют дорогу». Да уж, каковы аллегории! Тем не менее, понятно, что календула используется при лечении болезней жара и холода, а это основные понятия в тибетской медицине.

Представляю современный процесс обучения медиков, если бы он строился по принципу, излагаемому в «Чжуд – Ши». Приведу лишь один пример (цитирую). «Снова задал вопрос риши Маносиджи: О великий риши Видьяджняна! Как изучить раздел «Лечение жара»? Каковы причины и условия, вызывающие жар?….Великий риши Видьяджняна молвил в ответ: О великий риши, выслушай наставления по разделу «Лечение жара». Бесчисленное множество известных болезней сводится в итоге к двум — к жару или холоду….». Отсюда следует, что календула принимает участие в препаратах для лечения основных болезней. При этом используют  соцветия.

Следующее растение, где для лечения используются цветки, это калужница. В «Чжуд – Ши» название этого цветка упоминается так: «Борец ядовитый, мускус, смола ватики, миробалан хебула, калужница и аир в пилюлях без остатка излечивают болезнь лхог». Н-да! Час от часу не легче. Пришлось долго искать в интернете значения терминов. и ведь нашла же – в словаре тибетских медицинских терминов. Оказалось, что лхог – па, это сибирская язва.

Очень часто в трактате при лечении различных болезней упоминается применение колеуса амбоинского. Для начала посмотрим, есть ли такой. Да, есть. Это Coleus amboinicus (колеус ароматный). Может и сейчас применяться в медицинских целях. Тогда поищем, что рекомендовали лечить им тибетские ламы? Для начала  узнала, что колеус относится  к вяжущим лекарствам, и входит он во множество составов, их я перечислять не буду. В основном цветки колеуса входят в смеси для лечения легких (как раз актуально бы было сейчас при пандемии Covid 19!), но также при одышке, кашле, коликах, ослаблении памяти, обмороках. Вот такой широкий спектр действия, оказывается, у колеуса.

В очень многих сборах и лечебных смесях применяется сафлор красильный. Я навскидку насчитала 21 различных сочетаний с соцветиями этого растения. Применяется сафлор, как подавляющее жар печени средство, лечит одышку, болезни легких и даже «вяжет рот сосудам». Что имелось ввиду – не поняла. Соцветия пижмы и рододендрона в различных составах применяли для лечения отеков.

Вот, пожалуй, и все растения, в лекарственных целях у которых употребляли соцветия. За полноту ручаться не могу, но старалась просмотреть тщательно. Однако  список цветочных растений, которые используются для лечения разных болезней, в Чжуд – Ши очень и очень велик. Это алтей и борец (аконит), бадан и бузульник. ирис и камнеломка, клематис и горечавка, нивяник, лотос и многие, многие другие. Просто там в лечебных целях используются не цветки и соцветия, а корни, семена,  надземная часть и т.д. Все сборы и смеси многокомпонентны, причем с их состав могут входить весьма экзотические вещества, как то когти крокодила и змеиное мясо, медвежья желчь и козья кровь, головки саранчи и глотка белоголового орла. Поразила рекомендация использование мочи восьмилетнего мальчика. Очевидно, моча девятилетнего уже не подойдет!

Сильной стороной я считаю рекомендации не только по лечению, но и по времени приема, и даже образу жизни. Например, при одном заболевании рекомендуется греться у огня или на солнце, одеваться тепло, жить в сухом месте, трудиться телом и душой (!!!), ограничивать сон. При другом – принимать лечебные смеси в определенное время суток: вечером, в сумерках, на рассвете. Много образных сравнение, например, такое: «при сгибании шеи, болезнь, будь осторожен, как лиса» (цитирую дословно).

Подводя итог, должна сказать, что сбор и систематизация материала для этой статьи заняли у меня неожиданно много времени. Конечно, можно было ограничиться кратким упоминанием, не вдаваясь в подробности и не уточняя неизвестные термины (а они, за малым исключением, неизвестны все). Но как объяснить прелесть  этих «раскопок», радость, когда за неизвестным понятием кроется знакомое, известное. Чувствовать гордость за пытливость человечества и печаль оттого, как много мы не знаем. И странное ощущение связи времен, когда разъяснение терминов в средневековом трактате находишь в интернете, в частности, в словаре тибетских медицинских терминов.

Пусть эти знания не имеют никакого практического применения в повседневной жизни, но я провела несколько незабываемых часов и завершаю статью с чувством глубокого удовлетворения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МОЙ САДИК
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: